Skip to content

Радость педагогики. Мои ученики

Есть люди, для которых понятие радости педагогики — не более чем странное словосочетание. Процесс преподавания для них связан скорее с мучением, чем с радостью, тем более прямо декларируемой так, как это делаю я, в виде части понятия — «Радость педагогики». Да-да, встречал таких. Я преподаю с 1990 года — начал в 16 лет — срок порядочный (хотя до мамы, преподавателя фортепиано с 50-летним стажем, ещё далеко), и сейчас продолжаю, потому что не мы ищем работу, а она находит нас. И это дело мне нравится. Так уж получается, что есть много учителей-гитаристов, чуть меньше учителей-вокалистов, но чтобы соединить это в одно целое и получить хороший результат — достойно аккомпанирующего себе певца… тем более автора собственных песен… Умеющего и гармонию любой песни подобрать, уверенно чувствуя себя в различных стилях, и тональность для себя транспонировать, и артистично исполнить. В конце прошлого века я попытался было посчитать поимённо всех, кто обучался у меня, но сбился примерно на сотне. С тех пор это число увеличилось втрое? Впятеро? А ведь есть ещё «заочные» ученики, которые, как они пишут, учились на моих песнях. И обращаются ещё — теперь вот есть Скайп… Дело не в количестве, а в качестве — некоторым именно моя специализация видится естественной и подходящей. Как, собственно, и мне. Действительно, есть много желающих исполнять вокальную музыку, попросту петь песни под гитару. Песня должна петься — инструментальная гитарная обработка или переложение это хорошо, но ведь песня — это произведение вокальное, со словами, с литературным наполнением. Люди любят песни. К сожалению или нет, но в славянских странах существует первенство музыки со словами над инструментальной музыкой, это давно подмечено и известно. С другой стороны петь и играть в группе, и значит быть привязанным к чьему-либо сопровождению, не так доступно, как кажется, и как хотелось бы начинающему музыканту. Вполне логично вначале выучиться и представлять из себя самого что-то ценное, а если будет возможность и желание, всегда можно собрать после и группу. Также вполне логично и естественно желание человека сесть и спеть и сыграть любимую мелодию для себя, когда душа поёт, или в компании, например так, как мой ученик на этом видео. Поэтому никогда не было недостатка в желающих учиться у тех универсальных педагогов, которые всё время ищут соответствующие времени музыкальные формы и методы преподавания, дополняющие старую раздельную систему «гитарист — не вокалист, вокалист — не гитарист». К таким сбегают из школ искусств и музыкальных школ. Переучиваться. Доучиваться. Как часто я слышал жалобы — после такого обучения и появляются разочарованные люди, о которых я написал в начале, говоря о радости — что в некоторых музыкальных школах бьют по пальцам, не заинтересованы, не умеют играть сами (класс гитары ведёт баянист; ещё случай из практики: ко мне обратился мальчик, бросивший музыкальную школу после двух месяцев обучения, с убеждением, что ми мажор — это ми минор, и наоборот, — так учил преподаватель!), гитаристы никогда не поют, не работают над слухом (вечные ноты, «сыграть могу — дайте партию, дайте ноты»). Но нот нет! Это я не о музыкальной школе, это вообще. Нот нет! Каждый день появляются новые песни, на которые нот нет и не будет никогда. Никто их не напишет: те, кому это нужно, не умеют написать, не умеют прочитать, тем, кто может это сделать, это не нужно. А песня вам нравится сейчас. Что делать? Платить за подбор, нотировку, адаптацию или учиться подбирать самому.

Одна из задач современного учителя музыки заключается в спасении. Например в спасении от расплодившихся видеокурсов. Это такая примета нашего времени — видеошколы и видеокурсы. Обучение без контакта ученика и преподавателя. Вот один из отзывов на вокальный видеоурок. Этот крик души мне показался примечательным: «Бред!!! Полнейший!!! Ребята, не смотрите эту *****, если не хотите попортить себе весь голосовой аппарат. Не занимайтесь самоучением. Вы никогда не услышите, что поёте неправильно. Вас должен слышать ПРОФЕССИОНАЛ!!! Он всегда скажет, где неправильно, и направит в правильную сторону. Всегда подберёт правильные упражнения. Не забывайте, что от таких недоучителей можно связок лишиться». От себя добавлю, что гитарные видеоуроки также не учтут свойства конкретно вашего голоса и именно ваши трудности. Работа с учеником — кропотливый процесс. Преподаватель должен психологически как бы «войти» в ученика, поставить себя на его место, чтобы понять, как достичь результата. Только индивидуальный подход и непосредственный контакт ведёт к общей цели.

Многим знакома ситуация, когда вы нашли в интернете аккорды песни или табулатуру, но разобрать не смогли. Неудивительно. Количество правильных табулатур в интернете мизерно. Кроме того, никто там не будет писать табулатуру или ноты именно для вашего голоса, а ведь тональность в песне важна — это не инструментальная пьеса. И ещё нужно суметь объяснить, что не обязательно петь в той же тональности, что в оригинале у солиста — у каждого из нас свой голос. А как играть правой рукой вы из табулатуры поняли? А спеть у вас под всё это получилось? А в том, что вы чисто интонируете во время пения, уверены? Всё сейчас можно сделать: слух (с возрастом сложнее, но можно), голос (вы не немой? — можно), чувство ритма (один из самых трудноприобретаемых навыков, если его нет изначально, но нарабатывается). У вас нет гитары? Хороший учитель заинтересован выбрать для вас подходящий инструмент. Он знает, в чём вы можете ошибиться, и в чём вас могут обхитрить продавцы. Выбор гитары зависит от музыкальных предпочтений, голоса, возраста, роста, телосложения, ещё от множества факторов, поэтому хороший учитель обязательно выберет гитару вместе с вами. У вас не все пальцы на руке? — можно придумать другую аппликатуру аккордов. Вы левша? — учитель подстроится под вас, подберёт гитару и будет играть с вами и учить «наоборот» — это непривычно, но интересно. Желаете петь на иностранном? — самые экзотические языки, на которых мы с учениками разбирали песни, были арабский, корейский, японский. (Впрочем, арабский для ученика-иорданца был родным.) Умение петь на языке оригинала входит в программу консерваторий. Почему мы должны отставать? Предлагайте свои варианты. Плохо это или хорошо, определим после. Надо пробовать. Боитесь выступать? — учитель научит справляться с волнением, он знает секреты. Надоели три блатных аккорда? Хотите сделать аккомпанемент нескучным и разнообразным? — есть много гитарных приёмов, достаточно сложных, но не отвлекающих от пения, наверно неплохой иллюстрацией здесь будут мои песни. Можно всё — было бы желание. Самым младшим моим ученикам было около 5 лет (это если говорить о гитаре, пением и музыкальным развитием занимаются и подавно крохи), самые старшие — дедушки и бабушки. Была женщина-архитектор известных зданий, был бизнесмен, военный, строитель, пенсионер МВД, шахтёр, учитель, банкир, футболист, моряк, программист, директор международного аэропорта. Всегда много врачей. Конечно, много школьников и студентов и даже сами музыканты (не удивляйтесь, даже специалист, хорошо читающий ноты с листа, хочет научиться подбирать любимые песни) — всем доступна любимая музыка. Занимаются семьями: братья, сёстры, родители с детьми.

Кстати, музыкой нужно заниматься всем и всегда. Хорошо начинать ещё до рождения — ребёночек в животе у мамы тоже слышит, как вы играете и поёте — и так у него будет меньше проблем со слухом в дальнейшем. Умение музицировать — одно из основных качеств гармонично развитого человека. Помните спартанское воспитание? Те суровые воины обязательно умели петь и играли кто на кифаре, кто на флейте. И для меня лестно, что кифареды (певцы, аккомпанирующие себе на кифаре) появились раньше кифаристов (музыкантов, играющих на кифаре без пения). Петь полезно и для здоровья. Когда мы поём, наши голосовые складки — их раньше называли связками — колеблются так плавно и естественно, как это не бывает при разговоре, и эта вибрация действует благоприятно на весь организм. Добавьте к этому вибрацию струн, передающуюся через пальцы, вибрацию грифа, деки гитары, прижатой к телу, когда мы поём и играем стоя. Вкусно рассказал? Так и есть. Петь — лучше, чем говорить, а тем более шептать. Пение может лечить. Об этом хорошо знают йоги и врачи. Я сам восстанавливался после болезни пением.

Бывает особенная работа. Может ли владеющая только одной рукой девочка с ДЦП играть на гитаре и петь? Может, если второй её рукой станете вы. Видели бы вы при этом её сияющее лицо! Нужно ли заниматься пением и гитарой с другой девочкой, с серьёзными психическими нарушениями, если на протяжении нескольких месяцев результат обучения почти не заметен? Пока у ребёнка есть желание петь и тяга к гитаре, пока её мама говорит, что после уроков дочь становится тихой и умиротворённой, это нужно делать! Как-то обратился пастор с просьбой научить нескольких прихожан петь и играть псалмы на гитаре, и чтобы поддержать паству учился сам. А однажды обратилась настоящая йогиня, чтобы научиться петь и играть на гитаре мантры для коллективных медитаций. А вы думали, бывает музыка не гитарная, которую нельзя спеть, аккомпанируя себе на гитаре? Даже клубную танцевальную музыку, рэп и оперу можно! С учениками мы делали и это. Никто не требует от вас точного следования законам стиля, но уж сами для себя вы можете поэкспериментировать! Бывает, просят по-другому: «Только без нот! Ноты меня пугают». Хорошо, можно без нот. Нотная грамота желательна как основа, но не обязательна. Можно просто хорошо развить музыкальный слух и понять несколько не таких уж трудных правил из гармонии, позволяющих самостоятельно подобрать любую вашу любимую музыку. В конце концов, каждый сам решает, на каком уровне остановиться. А я и рад, когда из ничего получается что-то. В этом есть высший смысл моего копошения здесь, на земле. Хочу поделиться с вами радостью и, чего скрывать, гордостью. Это некоторые из видео-, аудиозаписей некоторых из моих учеников. В разное время мне довелось поучаствовать в их музыкальной судьбе. С интересом слежу за их дальнейшим становлением. Но уже сейчас я доволен результатами, которые так разнообразно проявились в их творчестве. К сожалению, нет у меня возможности следить за всеми: кто-то, пострадав от российской агрессии и оккупации, после изгнания уехал и музицирует очень далеко, кто-то нашёл себя в другой области, кто-то обязательно проявит себя позже. Появятся и новые ученики, — я готов помогать практически или хотя бы советом, потому что понимаю, что бывают специфические трудности: кого-то нужно спасать от ошибок музыкальной школы, у кого-то проблемы со слухом или голосом, кто-то не может совместить пение и игру, адаптировать песню для себя, кто-то думает, что слишком стар, а кто-то не может найти учителя для ребёнка… Да много ещё бывает всяких трудностей и проблем. Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне. И я надеюсь, появятся на этой страничке новые произведения, которые мне тоже не будет стыдно вам показать.

Бережной Денис Николаевич